Игровой процесс В игре участвуют две команды по пять человек. Одна команда играет за светлую сторону (англ. The Radiant), другая — за тёмную (англ. The Dire). Каждый игрок управляет одним юнитом, который называется героем. Герой может получать опыт для повышения своего уровня, зарабатывать золото, покупать и собирать предметы, которые усиливают его или дают дополнительные способности. Каждый игрок постоянно получает небольшое количество золота от своей базы, а также зарабатывает небольшие порции золота за убийство вражеских существ и большие — за убийство героев. Команды рассредотачиваются по линиям, на которых происходит борьба с вражескими героями и отрядами крипов (англ. creeps) под управлением компьютера, которые каждые полминуты появляются на базах команд. Цель игры — уничтожить главное здание на вражеской базе.
Нововведения и улучшения Разработчики игры внесли ряд нововведений и улучшений в геймплей по сравнению с оригинальной игрой[7][8]:
Поддержка реконнекта (если случился разрыв соединения, можно вернуться в течение 5 минут).
Возможность поставить паузу в игре нажатием одной кнопки.
Встроенный голосовой чат.
В игре существует разделение игроков по территориальным зонам (в данный момент их десять: западная Европа, восточная Европа, восток и запад США, Южная Америка, Россия, Китай, Юго-Восточная Азия, Австралия и Южная Африка) как в Battle.net, но при желании игроки могут играть в любой из этих зон.
Проблема с задержками и лагами решена сведением к минимуму задержки между серверами и оптимизацией сетевого кода.
Красочное, чистое и понятное визуальное представление действий.
Доступны компьютерные боты с настраиваемой моделью поведения в виде сложности, которые могут играть вместе и/или против игроков;
Продвинутая система повторов, присутствуют как обычные возможности, в виде перемотки и камеры от разных персонажей, так и возможность закладок, просмотр графиков, коллективный просмотр и многое другое. Также повторы будут храниться в Steam Cloud, что позволит игрокам не беспокоиться о потере повторов и о переносе их между разными компьютерами.
Возможность присоединиться к любой незакрытой игре в качестве зрителя.
Возможность быстро и легко настроить горячие клавиши.
Наличие обучающих заданий, которые объясняют новичкам основы игры.
Возможность просмотра информации о нанесённом уроне убитому игроку.
Судебные разбирательства В феврале 2012 года компания Blizzard, которая сейчас занимается разработкой собственного проекта под названием Heroes of the Storm (ранее известного как Blizzard DOTA), обратилась в Палату по апелляциям Ведомства по патентам и товарным знакам США US Patent and Trademark Office’s Trial and Appeal Board с требованием запретить Valve использовать торговую марку Dota. Суд выиграла компания Valve, кроме того, Blizzard DOTA была переименована в Blizzard All-Stars (от DOTA All-Stars — полного названия «оригинальной» DOTA). Между тем, за Blizzard осталось право использовать торговую марку DOTA в пользовательских модификациях к Warcraft 3 и StarCraft 2[33]. Позже компания Blizzard вновь поменяла название игры, теперь та называется Heroes of the Storm.